Дорогие родители «безречевых» деток, заметка для вас.

Автор: Андрей Владимирович Цветков, выдающийся нейропсихолог, доктор психологических наук, научный руководитель Центра нейропсихологии "Изюминка", научный сотрудник отделения клинической психологии МНПЦ, автор свыше 120 научных работ в области нейропсихологии и психологии личности.
Итак, у ребенка отсутствует речь. Совсем. Ну как максимум – вокализации (возгласы типа а-а, и-и) и лепетные слова (аф-аф это собака, ням-ням это еда и т.д.). Родители идут к логопеду, и тот им так с порога: «Не говорит? Алалия!». Это – некомпетентный логопед.
Представьте, что человек не ходит. Ну вот вообще. У него сломаны ноги. Это паралич? Нет, это перелом.
Так вот, «не говорит» это такой же мега-информативный симптом, как «не ходит».
Причин безречия может быть много.
Алалия, конкретно – это повреждение речевых участков коры.
То есть невозможность или крайняя трудность формирования речи как психической функции. Не механизмов «говорения» или «слышания», условных «рук и ног» речи, а управляющего аппарата.

Любой, абсолютно любой диагноз требуется подтверждать,
по науке говоря – верифицировать.
И при безречии НИКАКИЕ чисто логопедические, психологические или медицинские манипуляции (то есть обследование руками, а не приборами) не позволяют однозначно утверждать, повреждена кора мозга или нет.
Невролог без магнитно-резонансной томографии (напряженностью поля не менее 1.5 Тесла) согласен, что это – алалия?!
Поздравляю, до кучи еще и невролог некомпетентный.
Посмотрите на своего неговоряшку. Лицо «стекшее» вниз, как у пожилых? Язык вываливается изо рта мокрой тряпкой? Или, наоборот, еле-еле может разжать зубы? А может, одна половина лица «тряпкой», другая – «столбняком»? Все это – нарушения тонуса мышц. Их много разных, с разными причинами. Но они – не алалия. Были хоть раз у стоматолога? Помните, как после заморозки «немеют» губы и речь становится невнятной? Вот тут так же. К речи как психической функции это отношения не имеет.
Как дышит ребенок? Всхлипами? Хрипя? Постоянно открыт рот (из-за аденоидов, к примеру)? Поиграйте с ним в игру: шарик, скатанный из салфетки, струей воздуха из губ трубочкой докатить до другого конца стола. Оптимально – на одном вдохе. Не может? Это нарушение речевого выдоха. Нет нормальной воздушной струи – нет речи. К речи как психической функции это отношения не имеет. Это не алалия.
В роддомах и детских поликлиниках должны проверять слух ребенка. И в большинстве случаев безречия в карточке написано «слух сохранен». Но как его проверяли? Часто – методом «отоакустической эмиссии» (ОАЭ). В ухо подается звук, замеряется ответ от слухового нерва. Все. Однако дальше нервный импульс проделывает очень, очень длинную и непростую дорогу до коры головного мозга.
Вот девочка, как бы с «алалией».
Делаем акустические стволовые вызванные потенциалы. ( АВСП).
На полпути между ухом и корой мозга… сигнал пропадает. Совсем. Напрочь. По факту, перед нами глухой ребенок. Тут сурдопедагог нужен. А не борьба с «алалией».

И таких детей, с той или иной степенью нарушений проведения слуховой информации от уха до коры мозга – добрая половина среди безречевых. К речи как психической функции это отношения не имеет.
Повреждения коры мозга (алалии) требуют длительной и трудной реабилитации. То есть годами.
Вот девочка, которая еле ходит, как разболтанная кукла, и не говорит. Маму однозначно убедили, что это – тяжелая сенсомоторная алалия. Инвалидность, так-то. Шесть дней занятий – появляются какие-никакие, но слова. Прошло полгода, занятия всего дважды в неделю, с перерывами на «море» и «у бабушки на даче», у ребенка речь предложениями, пусть простыми и без шибко сложных слов.
Тут два варианта: или мои сотрудники поголовно закончили Хогвартс и владеют колдовством, или это ни разу не алалия. Думаю, все же второе. Потому как не все наши клиенты демонстрируют столь волшебный результат. Да и у девочки, помимо речи, «подтянулась» моторика. Что, вообще говоря, однозначно с позиций неврологии говорит о причинах безречия, как проблемах в работе некоторых зон мозга. От коры мозга далеких.
Запомните, пожалуйста, дорогие родители безречевых деток.
Речь нельзя «запустить», это не старые Жигули, которые на морозе заводили ручкой.
Нет никаких таблеток и физиотерапий (током, магнитом, звуками в наушники), которые «запускают» речь. Максимум – готовят мозг к занятиям с логопедом и психологом. Вам обещают обратное? Некомпетентны специалисты, да и люди… не очень честные.
Причины безречия сводят к «химической еде», плохому родовспоможению и гаджетам? Это вовсе не специалисты, а шизотерики (от schizophrenia+эзотерика). Да, упомянутые моменты могут быть факторами риска. Могут, но не обязаны. Факторы риска, а не причины. Чтобы ружье выстрелило, мало его зарядить. Надо на курок нажать. Здесь так же.
И на курок «жмет» нездоровье нервной системы.
Которое требует: а) длительной реабилитации медицинской (массажи, грязи-воды в санаториях, витамины, в ряде случаев, но далеко не всегда – лекарства и т.д.);
б) длительной и точно подобранной психолого-педагогической реабилитации;
в) нередко – коррекции речевой среды в семье (мама и папа общаются междометиями… откуда возьмется у ребенка речь?).
Итак, краткое резюме: логопед должен не просто уравнять безречие и алалию, а провести довольно развернутое обследование, с показом картинок, заглядыванием в рот и прочая;
невролог должен не просто «посмотреть» ребенка или сделать ему ЭЭГ (электроэнцефалограмму), но и кучу других аппаратных обследований;
реабилитация не бывает короткой и волшебной, но вовсе не обязательно она стоит мильёны.
Засим всё.
Сил вам и терпения.

|