Если Ваш ребенок не говорит….
Рекомендации родителям.
1. Визит к грамотному неврологу, который назначит обследование на основании которого озвучит Вам медицинский диагноз и назначит лечение ребенку, предполагающее скорее всего несколько курсов – очень важен!
2. Далее – консультация логопеда, работающего с детьми раннего возраста. Логопед даст логопедическое заключение.
3.В идеале – коррекционные занятия в сочетании с грамотным лечением!
Важно понимать: в основе нарушенного развития лежат микропоражения центральной нервной системы и без лечения, одной педагогической коррекцией проблему не решить!
Если не получилось начать работу с логопедом, то…начинайте работать сами, а именно:
1.Сопровождайте свои действия, а также действия самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Но при этом помните, что речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка.
Ваш комментарий – это не развернутая речь взрослого, а речевые «метки» для окружающей действительности. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Речевой комментарий должен включать в себя все части речи, быть кратким, эмоционально ярким и выражен простыми словами.
2. Желательно общий массаж общий 4 раза в год курсом 10 – 15 (назначить должен невропатолог).
3.Ежедневно массаж кистей рук ( каждого пальчика с проговариванием ритмических текстов) и стоп. Су джок ( шарики).
.
4. Игры на развитие тактильных ощущений:
А) С песком, с манкой, с крупами (насыпьте в тазик, играйте 2-мя руками, по очереди каждой, делайте дорожки, шагайте пальчиками, выкладывайте узоры.
Сделайте «пальчиковый бассейн» – большая коробка с фасолью, горохом 6-8 см. пример: «Мама с сыночком стирали платочки, вот так, вот так (растопыренными пальцами движения по дну бассейна вперед-назад). Мама с сыночком полоскали платочки, Вот так, вот так» (движения кистью в направлении слева направо).
Прячьте маленькие игрушки в «бассейне» – ищите их и радуйтесь, когда находите: ВОТ! Нашли!
( произносите радостно, эмоционально).

Б) Размазывайте крем с проговариванием ритмических текстов. Рисуйте зубной пастой на зеркале ( пишите букву А и громко говорите: А! а теперь ребенок пусть – пробует рисовать и произносить. Пробуйте разные звуки, что-то получится – закрепляйте.)
В) Игры с водой (переливание, разбрызгивание) мыльные пузыри.
Г) Игры со льдом (маленькие кусочки и теплая вода). Побуждать к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний: «Ух!. Ах!. Ай!. Ой!» Речевой образец демонстрирует взрослый.


Д) Трогайте разные поверхности, играйте с природным материалом. (шершавую, гладкую, пушистую, колючую; теплое. холодное, прохладное).
Очень хороши "сенсорные коробки".


5. Качайтесь на качелях!: это стимулирует работу мозжечка, развитию которого в последнее время неврологи придают большое значение, поскольку функция мозжечка не только в автоматизации походки и координации тела в пространстве, но и в регулировании когнитивных (умственных) функций и речи.
При качании проговаривайте простые четверостишия, добавляйте эмоциональные возгласы: Ух, ты, высоко! Ох, Как, далеко ! и т. п.

6. Развивайте чувство ритма. Стучите музыкальным молоточком (есть в магазинах) сами, потом рукой ребенка в такт знакомых песенок. Потом пусть стучит сам ребенок. Любые песенки "прохлопывайте" и "протопывайте". Обязательно запишите ребенка на ритмику, танцы или хореографию.Это разовьет чувство ритма и координацию, т. е. создаст базу для дальнейшего развития речи.
7. Глазодвигательные упражнения

Герой, например, ЕЖИК за ширмой играет с ребенком в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.
Рисование в воздухе рукой, ногой.
9. Звукоподражание
Например, как фырчит ЕЖИК? В игровой форме просим повторить малыша пока только по подражанию. Звукоподражания любым животным.
10. Видеологоритмика ( см. в ине-те). Пропевайте, простукивайте ритм вместе с ребенком.
11. Артикуляционные упражнения
«Сказка про язычок» ( см. в ин-те). Выполняем сами, эмоционально, пытаемся вызвать у ребенка подражательные движения. Пусть они будут совсем не похожи, на показываемые Вами, главное – развивать подвижность органов артикуляции у ребенка.
12. Дыхательные упражнения
Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Например, ЕЖИК нюхает ароматное яблоко. Чем пахнет? Отвечайте сами, если ребенок промолчит. Пытайтесь запутать ребенка, нюхаете лимон и говорите: пахнет яблоком? Ребенок отреагирует, произнесет что-то отрицательное. Попытайтесь поспорить, пусть он доказывает, что пахнет лимоном. Создавайте ситуации, где нужно активное участие и объяснение, доказывание своей правоты (со стороны ребенка), провоцируйте его на произнесение звуков. Говорите, что не слышите (или герой от имени которого Вы выступаете не слышит, пусть ребенок скажет громче).
Дуйте на ватку, на кораблике в воде, на ветродуйчики (их продают), делайте «бурю в стакане», трубочкой для коктейля. Задача: сформировать длительную, ровную воздушную струю. Губы трубочкой, щеки не надуты, плечи не поднимаем.
13. Развитие мелкой моторики.
Рисуйте с проговариванием. Лепите из соленого теста. Делайте выставки из поделок. Всем показывайте, и хвалите ребенка. Нанизывайте бусины. Складывайте разрезанные на 4-6 частей картинки (не пазлы). Режьте ножницами. Сейчас очень много разных пособий и информации на эту тему. Действуйте!
14. Гуляйте и все рассматривайте, сравнивайте, говорите ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ много и эмоционально! Удивляйтесь вместе: Ух, Ты!!! Вот это да! Используйте короткие слова!
15. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Нужно знать (показывать) части тела на себе и на игрушках.
А) рассматривайте фото ребенка в полный рост, спросите: это кто? Если не будет ответа, возьмите его руку, покажите на себя и скажите: Это, Я, имя ребенка (НЕСКОЛЬКО РАЗ).
Переверните фото, спросите: Я правильно положила? Пусть ребенок ответит и поправит. Скажите: Вот так! поменяйте еще раз, положите опять неправильно, но по- другому. Опять спросите. Играйте в эту игру с фото членов семьи.
Складывайте вместе простые оригами из цветной бумаги (схемы есть в ин-те).
Очень рекомендую:
Современные методики
по работе с неговорящими детьми:
1. "Методика формирования языковой системы" (МФЯС), разработанная московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной.
http://logosystem.ru/novikova-tn-vebinary/
Мой комментарий: действенная и продуманная, но очень дорогая методика. Бесплатно в ин-те можно найти крупицы.
Если Вы найдете логопедов творчески применяющих методы Тамары Никифоровны и работающих по этой методике, считайте – Вам повезло. Начинайте плотное сотрудничество с таким специалистом.
2. Метод сенсорно-интегративной логопедической работы Марианны Ильиничны Лынской
http://logomag.ru/blog/zanyatia/658/
- Фантазируйте на все 15 пунктов, ищите то, на что больше всего откликнется Ваш ребенок.
Читайте больше стихов, простых и коротких. Обязательно посещайте «развивашку», танцы и делайте все возможное, чтобы «запустить» РЕЧЬ!
Успехов ВАМ!!!!

|