Воскресенье, 15.06.2025, 18:00

Логопедическое пространство Лады Косенко

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59

Родители, для Вас!

Главная » 2015 » Апрель » 17 » Формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий жизненных успехов.
19:01
Формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий жизненных успехов.

Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем .

Формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий жизненных успехов.

 Успешен тот, кто  сумеет оказаться в нужное время в нужном месте.

 

Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов в детской популяции, какие наблюдаем сегодня. [2]

 И именно нейропсихологический подход в диагностике и решении   этих проблем зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный, потому как  в его основе  лежит мощная методологическая и научно-практическая  база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации.

Сегодня, каждый уважающий себя логопед, дефектолог обязан знать, понимать  и применять методы нейропсихологической диагностики и коррекции.

Детский мозг очень пластичен.

До 7- летнего возраста пластичность мозговых связей имеет огромный коррекционный потенциал.

 К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие и происходит  нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребенка. [1] Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся (в том числе) на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, могут сделать чудеса. Но следует помнить, что по мере взросления ребенка это волшебство тает на глазах.     Те усилия, которые непременно увенчаются успехом в 5-7 лет, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 – могут попросту уйти в песок. В последнем случае вы вряд ли сможете рассчитывать на большую внутреннюю самостоятельную активность формируемой функции. Скорее всего, придется ограничиться прежде всего изнурительной муштрой, не приводящей, как правило, к глубинной перестройке функциональной системы. [2]

Но надо помнить, что период до трех лет — особенно важен. Коррекционный потенциал мозга в это время огромен, благодаря пластичности мозга; взамен  поврежденных клеточек мозга   в работу могут включиться другие,  и функции будут сохранены. 

 Почему формирование именно пространственных представлений является   важным и значимым?

Нейропсихологи считают, что формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его дальнейших жизненных успехов. Иными словами, успешен только тот, кто хорошо ориентируется в пространстве (тот, кто сумеет оказаться  «в нужном месте в нужное время»).

 Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психи­ческих функций. Они дебютируют в онтогенезе одними из первых, то есть являются базовыми по происхождению; одними из первых они "стареют". Любая форма дизонтогенеза,  в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности этих процессов. [2] Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. И все это скажется на успешности ребенка в жизни.

Объективно существует 3 вида пространственных представлений.

  1. Соматогнозиз – схема тела.
  2. Внешнее  пространство.
  3. Квазипространство – упорядоченность в системах знаков и символов, выра­ботанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям.

 

Главным базовым для всех пространственно-временных  псисхических манипуляций является наше внутреннее пространство – пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис.

Двигательное развитие ребёнка в младенчестве должно проходить в определённой последовательности. Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки. Если его этапы пройдены правильно, то запускается ряд важнейших механизмов работы мозга.

В настоящее время большинство детей демонстрирует задержку и искажение двигательного развития. Поэтому целые схемы развития не запускаются.  И, следовательно, возникновение речевых проблем разного уровня неизбежно, что, мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей.  

 Возможные проблемы:

 с трудом запоминает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы очень плохо запоминаются и упорно поворачиваются не в ту сторону;

 ребенку сложно усвоить пространственные предлоги – под, на, позади, впереди, над, у и т.д.;

трудно ориентироваться и по схемам-картам, даже самым простым;

при копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок также странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов;

 в 6 -7 лет он пишет > «б», «д», «р» – не в ту сторону.

 Корни таких проблем лежат  именно в несформированности двигательных функций  и  пространственных представлений раннего детства.

 

Схема тела задана нам генетически  и По мнению А.В.Семенович, Н.Я.Семаго, освоение внешнего опто-мануального пространства невозможно без сформированности схемы тела, именно «схема тела является той моделью», которая организует внутреннее взаимодействие различных сенсомоторных систем и формирует пространственно-временную матрицу психологической актуализации человека в дальнейшей жизни. [4]

Онтогенез соматогнозиса происходит за счет разнообразных экстерорецептивных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром, собственной двигательной активности, болевых и дискомфортных состояний, разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чувственных соприкосновений с другими людьми. Поэтому коррекцию и абилитацию пространственных представлений  нейропсихологи рекомендуют  начинать с различного рода массажей, ванн с морской солью и травами, устранения различных проблем с ЖКТ, ЛФК.

Сегодня в мире уже достаточно развито направление психологии, связанное с коррекцией и абилитацией различных психологических проблем через телесно-ориентированные технологии. И если ребенок посещает танцевальный кружок, у-шу, театральный кружок, то можно считать, что треть пути к вершине (освоения пространственных  представлений)  уже пройдена.

Очень важным этапом развития пространственных представлений является  этап ползания. Поэтому на этом этапе развития хочу остановиться более подробно.

Именно в процессе ползанья у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в свою очередь будут зависеть и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам, и многое другое. Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

Однако,  у большинства родителей недостаточно сведений  о важности такого этапа  и мамы обычно хорошо помнят, когда ребенок сел, встал на ножки, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Многие дети сегодня пропускают эту важную стадию развития, это может привести к тому, что впоследствии у ребенка появляются сложности в пространственной ориентации. Вполне возможно, все это – отголоски пропущенного в младенчестве ползания.

 Правильное ползание должно выглядеть как перекрестное переставление ног и рук: правая нога – левая рука. Именно в процессе такого ползания развиваются  ассоциативные связи мозга, создается возможность для более полного раскрытия его потенциала; совершенствуется зрительное восприятие  – у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Ползание – это первое освоение ребенком рецепрокных (перекрестных) движений, необходимых для развития межполушарного взаимодействия.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела). [3]

Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, и их соотношений между собой. А значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных, причинно-следственных. Так что благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Можно смело сказать, что ползание является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. 

Можно ли научить ползать?

Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра, невропатолога   и ортопеда. Сегодня многие дети имеют  нарушения мышечного тонуса, которые констатитруются  как миатонический  синдром (пониженный тонус) или пирамидный синдром (повышенный тонус). Все эти отклонения у грудных детей обусловлены не нарушениями в мышцах ножек и ручек, а повреждением шейно-стволового и, возможно коркового уровня мозга, которые возникли в результате родовой микротравмы.  По мнению некоторых неврологов, дети,  рожденные через кесарево сечение, всегда имеют травмы шейного отдела позвоночника. Чтобы преодолеть нарушения, связанные с родами, нужно обратиться к врачу-неврологу, не теряя времени в тот период развития ребенка, когда восстановительные возмож­ности максимально велики, начать лечение. Чем быстрее будет оказана ква­лифицированная помощь, тем быстрее и в более полной мере произойдет восстановление функций нервной системы.

Теперь рассмотрим внешнее пространство, которое надстраивается в онтогенезе над внутренним, телесным. Это происходит через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов.

Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны – нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем – какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире.

 По мнению нейропсихологов первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную ленточку. Таким образом, мы дадим ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что "слева" – это "там, где красная ленточка". На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от "красной ленточки"; буква "Я" или цифра "9" головкой повернуты к "красной ленточки", а "К" или "6" от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к "красной тряпке", а деление – от нее. [2]

 Осваивая внешнее пространство дети не всегда понимают  в абстрактных формулировках, что значит «за-перед», «над-под», «в-на».

 Если такие проблемы обнаружены, нужно все  проговорить с ребенком сидя в его комнате, там, где все ему привычно. Разберитесь, где сейчас стоит диван, по отношению к окну, по отношению к двери. А где он окажется, если перенести его на другую стену. Как рассказать о  мебели в своей комнате? Проговорив это все, нужно нарисовать схему. Дополнительно можно давать внешние ориентиры: если встать лицом  окну, то справа будет дверь, а слева – стена. Подобных заданий можно придумать много.

 И наконец, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов «квазипространство». Вершина усвоения пространственных представлений – речевое квазипространство или логико-грамматические конструкции. Это умение использовать в речи правильно  все предлоги и сложные грамматические конструкции. [2]

 Повышение уровня функционирования пространственных представлений неизбежно повлечет за собой усвоение ребенком базисных алгоритмов, которые в дальнейшем облегчат его контакты с лавиной нарастающей (извне и изнутри) информации.

Пространство-время Вселенной, частью которой мы все являемся, требует к себе крайне трепетного  и  уважительного отношения. Соблюдение должного «пространственно-временного этикета» – залог наших достижений и словно по волшебству исполнения желаний.  «Эти структуры не только выражают порядок, но создают его». [2]

 Подводя итог вышесказанному, мы можем констатировать, что важность развития пространственных представлений ребенка невозможно переоценить. Весь базис этих представлений закладывается в раннем детстве: в процессе родов, во всем психомоторном развитии.  Если все этапы развития ребенка были пройдены вовремя и полноценно,  его успешность вне сомнений.  В других случаях коррекционную работу нужно начинать с того уровня, когда  закладывалась базисная программа формирования функции.  Иными словами, если ребенок с трудом усваивает предложно-падежные конструкции, мы должны с ним пройти весь путь онтогенеза формирования пространственных представлений, начиная с этапа ползания.

Список используемой литературы:

[1] – Конева Е. А. , Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Н. – 2008.

 [2] - Семенович А.В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.:Генезис, 2010.

[3] –http://medportal.ru/enc/parentschildren/infant/3/

[4] - Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития//Дефектология. – 2000, – №1.

 

Просмотров: 5446 | Добавил: Павел | Теги: пространственные представления, соматогнозис, профилактика дисграфии, ползание и речь, речевоеквази-пространство | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar