Развитие речи – это долгосрочное вложение сил, эмоций и знаний.
Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, взрослым необходимо стать самыми активными его участниками.
Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями.
Развитие речи у детей — это ежедневная работа ребенка и родителей и она длится всю жизнь!
Поэтому,
Хорошо, если в 6, 5 лет ребенок
умеет:
- правильно произносить все звуки, словарь ребенка достигает 3000-3500 слов;
- употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
Например: на вопрос «Расскажи все, что ты знаешь о столе» ответит, что стол сделан из дерева, ломается, горит, бывает письменным, обеденным, журнальным;
- называть группы предметов обобщающим словом: ягоды, деревья, обувь( не «башмаки»), посуда, инструменты, головные уборы, одежда, продукты и т. д.)и знать, что транспорт бывает наземный (машина, трамвай,) водный, воздушный, подземный; животные бывают дикие и домашние;
- изменять слова ( это окна, нет окон, это люди, нет людей, думаю о людях ) и образовывать новые: шляпка из соломы - соломенная, графин из стекла – стеклянный,салат из мяса – мясной ( относительные прилагательные); у лисы хвост – лисий, у медведя уши – медвежьи, следы волка – волчьи (притяжательные прилагательные);

- использовать в речи антонимы (сладкий — соленый, светло — темно, широкий – узкий, высокий – низкий, веселый – грустный и т.п.);
- определить 4-й лишний предмет и обстоятельно объяснить, почему он лишний, используя умение обобщать, выделяя главный признак;
- подбирать синонимы (мальчик веселый, радостный; погода хмурая, дождливая);
- отгадывать сложные загадки;
- понимать образные выражения и объяснять смысл пословиц;
- использовать разные слова для обозначения одного и того же предмета (зайка, заяц, зайчонок, заинька);
- может образовать названия профессий (строит — строитель, учит — учитель);
- составить рассказ по картинке из 5-6 предложений, описывая не только действующих лиц, но природу и погоду;
- регулировать силу голоса, интонационную выразительность;
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.
В то же время многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.(http://logoburg.com/

В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.
- критически относиться к грамматическим ошибкам, контролировать свою речь;
-слышать неправильно произносимые звуки у других детей.
Просто здорово, если:
- в речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.);
- полностью усвоена слоговая структура слов: ребенок не путает звуки в словах, не переставляет слоги, правильно употребляет разные окончания;

-с первого раза может повторить сложные по слоговой структуре слова: милиционер, сковорода, велосипедист, дрессировщик. Может повторить словосочетания:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Для обучения навыкам чтения и письма
(обучение грамоте) важно уметь:

-понимать, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем! Звуков в русском языке больше, чем букв;
- самостоятельно определяет наличие звука в слове;
- отбирать картинки, вспоминать слова с заданным звуком;
- выделять ударный гласный;
- определять первый и последний звуки в слове;
- определяет количество слогов в слове;
- уметь делать звуковой анализ слова (определять количество звуков и их характеризовать: гласный, согласный – твердый, мягкий). Это залог грамотного письма;
-уметь называть только первое слово в предложении, только последнее, второе и т. д. Определять количество слов в предложении ( и не путать это с определением количества слогов);
-писать печатные буквы русского алфавита (не прописные!), возможно, некоторые в зеркальном отражении;

- правильно использовать предлоги: из-за, из-под, около, между, перед, возле, за и другие;
- разгадывать ребусы и кроссворды;
- знать времена года, месяцы, дни недели.
Уметь отвечать на вопросы типа: что будет после весны? Что было до зимы и т. п.
Много?

Самое удивительное, это то, что Вы тоже должны все это знать и уметь!
Но самое главное, чтобы со всем этим объемом знания и умений справиться, ребенок должен быть здоров!
Здоровый ребенок усвоит все без особых проблем.
Если что-то дается очень туго – консультируйтесь с грамотными неврологами, потому как нарушения в развитии речи – это микронарушения в центральной нервной системе, поскольку Речь – это высшая нервная деятельность, функция ЦНС.
Если Ваш ребенок умеет больше половины, это неплохо! У Вас еще есть время помочь ему овладеть всеми умениями и навыками.

Если меньше половины, значит, Вы что-то упустили, но еще успеете наверстать до 7-ми лет. Это при условии, что
Вы стремитесь развивать ребенка и имеете достаточно времени, знаний и, самое главное, желание!

Если вышеназванные варианты не про Вас, то ищите специалиста (лучше логопеда) который поможет устранить пробелы в области развития речи и обучения грамоте у Вашего ребенка,
чтобы обучение в школе не превратилось в «мучение» для всей семьи!
Итак, начинайте СЕГОДНЯ развивать речь своих детей, чтобы ЗАВТРА их горизонты были высокими!

|