Четверг, 14.08.2025, 08:46

Логопедическое пространство Лады Косенко

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59

Родители, для Вас!

Главная » 2016 » Январь » 17 » Нарушения слоговой структуры слова. Это опасно?
19:34
Нарушения слоговой структуры слова. Это опасно?

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. 

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет  – это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет  (самолет), моцик ( мотоцикл), липека( таблетка), томаок ( молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

 

 Факты….

          Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. 

             Отдельные проявления слоговой структуры  мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

             Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.  Расширяйте словарный запас ребенка!

           Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

         Формирование слоговой структуры влия­ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус­воение звукового анализа, письмо и чтение.

         Множественные нарушения слоговой структуры слова  является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

         По данным послед­них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры.  Нет прочного фундамента – не построить  прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение  в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

  - оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация  см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем. Формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

-  ритми­ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по­казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова – это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

 - способно­сть к серийно-последовательной обработке информации.

 

 

Чуть-чуть теории:

проверьте этапы речевого развития  своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

         1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

         - ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

         1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.:

         -  ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

         1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. :

         - в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

         2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.:

         - в многосложных словах часто опускает предударные слоги,  иногда приставки.

         2 года 3 мес. – 3 года:

         - слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

 

Это значит, что в возрасте 3-х лет  ребенок  может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте  «Возрастные нормы в таблицах»).

         При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

 

Классификация слов аномальной детской речи.

1.     Правильно произносимые слова.

2.     Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3.     Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4.     Абрисы слов: «попата» (лопата).

5.     Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

 

 Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

 

Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).
– опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

Итерации –  увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).
 Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

 Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

–вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
 Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

 

Финальная  часть  информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

 В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

 

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про­стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле­визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

—  назвать предметные картинки;

—   повторить слова за логопедом;

—  ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло­говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

—  повторить ряды  слогов,  состоящих  из разных  гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди­наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина­ковых  согласных  звуков   (па-по-пу);   из  одинаковых   гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па­па, па-па-па);

—  отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик   чинил водопровод.

Милиционер регулирует  уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

 

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

—  чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред­ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого­ворок;

—  списывание сложных слов и предложений; запись слов и  предложений  под диктовку;  письмо  проверочных слуховых диктантов.

 

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

 

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви­тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву­кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя­занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас­ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

 

 Таким образом, в 3 [3,5]—4 [4,5] года (что соответствует возрасту ре­бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра­вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте­чения и со стечением согласных.

 

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка  нарушена слоговая структура слова – обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад  детей,  которым НЕ требовалась коррекционная помощь,  было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве  с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!

 

Просмотров: 7452 | Добавил: Павел | Теги: искажения слогового состава, схема развития детской речи, речевые проблемы, нарушение слоговой структуры слова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar