
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
В этот период ребенок должен обладать словарным запасом, состоящим из не менее 50 - 70 слов.
Показатели речевого развития
|
Время появления в норме
|
Употребляет местоимение "Я"
|
2 года 3 мес.
|
Адекватно использует названия цветов (красный, синий., желтый, зелёный)
|
2 года 6 мес.
|
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака.
|
к 3 годам
|
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, ребятки кушали)
|
к 3 годам
|
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями (Иду гулять, дай игрушку)
|
с 2 лет 1 мес.
|
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи (игрушки, одежда, овощи, фрукты)
|
к 3 годам
|
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи (высоко – низко, далеко – близко)
|
с 2 лет 3 мес.
|
Произносит твердые звуки С, 3, Ц
Должен научится правильно произносить звуки простые по артикуляции: губные п, б, м, губно – зубные в, ф, задне - язычные к, г, х, передне – язычные н
Звуки «Р», «Л» и шипящие, он старается заменить на другие или пропускает.
|
с 2 лет 1 мес.
|
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей
|
к 3 годам
|
Начинает подбирать рифмы к словам
|
с 3 лет
|
|
|
Общее развитие, что умеют дети в 2,5 года
· Поднимается и спускается по шведской стенке
· Пинать мяч с размаху
· Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола
· Перепрыгивать через веревку на земле
· Держать ноги на трехколесном велосипеде, когда катают
· Крутить педали велосипеда, когда едет прямо
· Ходить на цыпочках
· Переливать жидкость из одной емкости в другую
· Складывать бумагу пополам по подражанию
· Нанизывать на шнур бусины
· Раскатывать пластилин.
· Подбирать предметы к рисунку.
· Знают 2-4 основных цвета
· Узнают предмет по рисунку его характерной части.
· Постоянно задают вопросы.
· Называют свое имя, пол и возраст.
· Разговаривают с игрушками, играют в их общение друг с другом
· Среди 10 картинок находят такую же, какую показывает взрослый.
· Различают понятия «большой», «маленький», понимают – «такой же», «сначала», «потом».
· Раскладывают предметы двух цветов в разные коробочки.
Речь ребенка в 2,5 года
Понимание речи:
· Выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
· Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, потом без нее
Самостоятельная речь:
· Словарный запас - произносит более 200 слов.
· Правильно использует предлоги, союзы
· Слоговую структуру слова воспроизводит правильно
· Согласовывает прилагательное с существительным в именительном падеже в женском и мужском роде (прим. «клясная кофта» - красная кофта)
· Правильно называет множественное число существительного
· Правильно произносит звуки: А, О, И, У, Э, Ы, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ , К, КЬ, Г, ГЬ, Й, В, ВЬ, Ф, ФЬ,Х, ХЬ, ТЬ, ДЬ, НЬ, ЛЬ, С, З, СЬ, ЗЬ
· Звуки Ш, Ж – заменяет звуками С, З; Ч, Ц, Щ – заменяет звуком ТЬ, СЬ; звуки Р, Л – заменяет ЛЬ, Й.
Признаки благополучного развития речи у ребенка
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения,
которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это
еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, Вашему ребенку необходима помощь!
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Словарный запас возрастает каждый день, теперь он составляет от 250 – 700 слов.
Показатели речевого развития
|
Время появления в норме
|
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов (у стула есть спинка, ножки, сиденье)
|
3 года 6 мес.
|
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами
|
с 3 лет
|
Использует в речи приставочные глаголы (ушёл, пришёл, обошёл)
|
3 года 1 мес.
|
Появляется словотворчество
|
с 3 лет
|
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)
|
к 4 годам
|
Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч
|
к 4 годам
|
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи
|
к 4 годам
|
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту
|
к 4 годам
|
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
|
к 4 годам
|
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Словарный запас состоит из 1500 – 2000 слов.
Показатели речевого развития
|
Время появления в норме
|
Активно пользуется обобщающими словами.
|
с 4 лет 6 мес.
|
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии ( крановщик, продовщица, воспитательница)
|
4 года 6 мес.
|
Может подбирать к словам антонимы (узкий - широкий, больной – здоровый, мокрый – сухой)
|
к 5 годам
|
Продолжается словотворчество
|
В течение дошкольного детства
|
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак)
|
с 4 лет 6 мес.
|
Определяет наличие звука в слове
|
с 4 лет 6 мес.
|
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)
|
к 5 годам
|
Может составить рассказ по картинке или серии картинок
|
к 5 годам
|
Начало формирования внутренней (планирующей) речи
|
к 5 годам
|
Звукопроизношение полностью соответствует норме
|
с 4-5 лет
|
|